Урок чтения
Тема: И. А. Крылов « Лебедь, Щука и Рак» ( басня)
Цель: Познакомить учащихся с творчеством И. А. Крылова. Дать понятие « басня», « аллегория». Учить понимать скрытый смысл произведения. Развивать навыки выразительного, динамичного , осознанного чтения; образное и логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, дружбы.
Оборудование: Таблички со словами, портрет писателя, картинки о животных, выставка книг.
Ход урока
I Организационный момент
II Разминка
1. Речевая зарядка ( На доске- скороговорка)
2. Антиципация звуков (на карточках для индивидуальной работы)
III Мотивация урока
1. Игра « Шифровальщики»
- Расшифруйте слово и узнаете тему урока ( Басня, аллегория)
2. Объяснение значений слов ( детьми, по словарю И. Даля)
- В басне всегда под ликом животных, растений, высмеиваются черты характера людей. В любой басне есть мораль. Мораль- нравоучение.
IV Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока. Отгадывание загадок.
В воде купался- сухим остался ( Лебедь)
На мели сидит,
Усами шевелит,
А гулять пойдёт –
Задом наперёд. ( Рак)
У неё во рту – пила
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. ( Щука)
- О каких животных мы будем читать?
2. Знакомство с творчеством автора И.А. Крылова ( Портрет)
3. Выставка книг
- Многие строки из басен И. Крылова стали крылатыми ( часто употребляемыми в разговоре людей)
Например: « Квартет» « А вы , друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь»
« Мартышка и зеркало» «… чем кумушек считать, трудиться, не лучше – ль на себя , кума, оборотиться…»
« Стрекоза и муравей» «…ах ты пела? Это – дело! Так пойди же , попляши.
« Ворона и лисица» «… и в сердце льстец всегда отыщет уголок.»
- Объясните, как вы понимаете эти выражения?
4. Словарная работа
Воз- повозка для перевозки груза.
Поклажа – груз.
Ныне – по сегодняшний день.
Лад – всё ладится.
5. Первичное восприятие текста ( Чтение учителя)
- О каком деле говорится в тексте?
-Кто трудился над тем, чтобы воз поехал?
- Справились ли герои с тем, что задумали?
6. Самостоятельное чтение басни ( Прийом « Наушнички»)
-Почему не смогли Лебедь, Щука и Рак вытянуть воз?
7. Физкультминутка ( Для глаз) « Облака»
8. Работа над лексическим значением слов.
- В этой басне есть крылатые выражения т.е. меткие,образные. Объясните их.
« из кожи лезут вон…» - очень стараются, напрягаются
« да только воз и ныне там…» - ничего не вышло
9. Работа над выразительным и динамичным чтением.
- Расстановка пауз, логического ударения.
-Индивидуальное чтение басни учащимися.
- Черчение эмограммы. ( на доске)
- используй слова; укор, весёлое повествование, печаль .
10.Выборочное чтение, соблюдение правильной интонации.
11. Подвижная физминутка.
12. Работа с иллюстрациями в учебнике.
- Какими изобразил художник героев басни внешне и по характеру?
13. Определение морали басни. Выводы.
_ Чему нас учит басня?
VI Итог урока
- Что нового для себя вы узнали?
- С какими новыми словами познакомились?
- Чему нас учит басня? ( выбор слов с карточек для вывода)
Лебедь, Щука и Рак – воплощение… ( легкомыслия, хитрости, несогласия, трудолюбия)
-Что нужно ценить в отношениях?
V Рефлексия ( Смайлики настроения)
|