Тема: Урок внеклассного чтения « Зимушка – зима»
Цель: Формировать читательские интересы, учить анализировать ,обобщать, сравнивать, делать выводы; способствовать развитию речи и мышления школьников, наблюдательности, обогащению их словарного запаса; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Картина о зиме (в пазлах), презентация , индивидуальные карточки для ассоциативного куста, заготовки для синквейна, картинки для сторителлинга, выставка книг, книги для чтения, смайлики для рефлексии, музыка П. Чайковского « Времена года», снежинки учеников, 2 музыкальные физминутки, рисунки детей о зиме.
Ход урока
I Организационный момент
-Какой урок начинается?
Мы проведём наш урок в форме калейдоскопа. Кто сможет объяснить значение слова калейдоскоп? ( Слайд 1) ( Калейдоскоп – это трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветные узоры. В переносном смысле – быстрая смена лиц, событий.)
- В течение урока мы, выполняя задания, будем собирать отдельные карточки – стёклышки. Вот и первая картинка появилась. ( Учитель заранее разрезает картинку с изображением зимы. По мере выполнения заданий складывает её в единое целое)
-А если выполним всю работу, то увидим необычайной красоты картину о зиме.
II Мотивация учебной деятельности.
- Какую тему мы изучили на уроке чтения? ( « Зимушка – зима»)
1. Работа в группах « Ассоциативный куст»
- в группы. Что вы представляете, когда слышите слово Зима? Запишите эти слова. ( Командир зачитывает слова)
- Как вы думаете, ребята, мы достаточно много узнали о зиме? ( Нет)
III Сообщение темы и цели урока.
- В таком случае продолжим наше знакомство с гостьей- зимой на уроке внеклассного чтения.
Сегодня мы попытаемся увидеть, услышать и почувствовать, как в стихах, картинах и музыке передано красоту зимы.
IV Презентация, подготовленных детьми к уроку, произведений.
-Устроим маленький снегопад. Прикрепите на доску свои снежинки, где записаны подготовленные вами к уроку произведения о зиме и указаны авторы. ( Звучит музыка П. Чайковского « Времена года») ( Слайд 2- снежинки)
-Какие интересные произведения и авторы. Кто хочет поделиться своей работой?
V Литературная страничка. ( Чтение детьми их презентаций)- В нашем калейдоскопе благодаря вашим ответам появилась ещё одна часть картинки.
VI Вернисаж рисунков « Зимушка – зима»
-Каждый из вас по разному готовился к уроку внеклассного чтения. Читали о зиме, рисовали зиму. Я предлагаю показать свои творения. ( Дети вывешивают свои работы на доске)
В калейдоскопе появляется ещё одна картинка.
VI Физкультминутка ( релаксация « Голубой цвет»)
VIII Выставка книг
-- К нам пришли в гости книги о зиме. Все они одеты в зимние наряды- обложки. Каждая титульная страничка несёт не только информацию о названии, но и предсказывает её содержание. Попробуйте определить о ком или о чём в ней идет речь? ( Учитель по очереди предлагает ту или иную книгу)
Вы выполнили ещё одно задание и я добавляю часть картины.
IX Восприятие нового материала.
- Чтение дополнительной литературы ( Книги лежат на парте для индивидуального чтения)
-Перед вами рассказы российского писателя Льва Николаевича Толстого. В его усадьбе была построена школа в которой Л.Н.Толстой обучал бедных крестьянских детей грамоте . Учебники для школы он писал сам. Сейчас вы познакомитесь с одним из них.
( Беседа по содержанию текста)
- Мы сегодня говорим о зиме. Может быть кому-то интересные произведения так и не встретились, а может, кому-то повезло и встреча состоялась, и вы получили наслаждение от таких произведений. Поздравляю вас со счастливой встречей!
2. Синквейн. Работа в парах.
- Поделитесь своими мыслями о том, какая ваша зима? ( На парте лежит заготовка)
Дети отвечают, зачитывая ответы. Добавим ещё картинку в калейдоскоп.
3. Физминутка « У оленя дом большой…»)
4.( Слайд 3) Составление словосочетаний о зиме. В нашем калейдоскопе появляется ещё одна часть.
5.( Слайд 4)Работа с пословицами. Соедините начало и конец пословицы.
- год кончает….. зиме середина.
Январь- году начало-… под февраль налетели.
Вьюги да метели… зиму начинает.
- Объясните значение этих пословиц. Молодцы. Добавим ещё часть к картине.
X Обобщение и систематизация знаний.
- Проведём Сторителлинг ( составим небольшой рассказ о зиме)
-Поделитесь своими мыслями о зиме. Я вам предлагаю такую серию картинок. (На доске картинки) Вот и последнее стёклышко в картине.
2.Подбор заглавия к картине.
- Понравилась ли вам картина? Дайте ей название.
XI Итог урока. Рефлексия.
-Закончи предложения ( Слайд 5)
Я выполнил( выполнила) правильно…
Я доволен ( довольна) своей работой на уроке, потому что…
Урок мне помог…
-Покажите своё настроение.(Смайлики)
Спасибо ,дети, за урок! Оценки получают все, кто был подготовлен к уроку и активно работал.
|